Символы России подробнее

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

№37 VIII ВИДА"

 

   
   

 

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.

 

 

 

Патриотическое воспитание

 

Государственные символы

    Герб России

 

Что такое герб и для ченго он нужен?

Элементарные вопросы и основные правила геральдики

 

Вопросы:

 

Что такое герб?

Зачем нужен герб?

Чем герб отличается от других опознавательных знаков?

Откуда взялись гербы?

Что такое геральдика?

Что такое правила геральдики?

Кто такие герольд и герольдмейстер?

Кто может иметь герб? Какие бывают гербы?

Что такое государственный герб?

Что такое эталон герба?

Что такое геральдическое описание герба?

Что такое геральдический состав герба?

 

 

Вернуться в раздел "Символы России"


 

Что такое герб?

Герб - это изобразительный опознавательный знак, составленный по определенным правилам (правилам геральдики).

Герб представляет собой определенное изображение (комбинацию цветов и фигур), составленное и употребляемое согласно правилам геральдики, неизменно присущее своему владельцу (человеку, роду, корпорации, городу, территории, государству) и выполняющее функцию идентификации (определения, опознания) этого владельца с помощью визуальных средств (то есть средств, которые человек воспринимает с помощью зрения - цветов и фигур).


 

Зачем нужен герб?

Герб выполняет ту же функцию, что и название: определяет того, кому принадлежит. В основе своей герб и название есть одно и то же - только название определяет владельца речевыми средствами (то есть средствами, которые человек воспринимает с помощью слуха - звуками и составленными из них словами), а герб - средствами визуальными.

Существование гербов (ровно как и других, сходными с гербами по выполняемым функциям опознавательных знаков: эмблем, клейм, тамг, печатей и т.п.) вызвано тем, что человек с самого начала своего существования насущно нуждается в средстве, позволяющем отличать свое от чужого и своих от чужих. Названия здесь далеко не всегда могут прийти на помощь. Во-первых, названия одних и тех же объектов звучат по-разному в разных языках и далеко не каждый человек способен узнать название даже своего родного государства или города, произнесенное на иностранном языке. Во-вторых, названия передаются надписями в различных формах письменности, люди же редко владеют более чем одним-двумя языками кроме родного. Но даже в родном языке надпись не всегда может помочь: вспомним, что всеобщая грамотность - очень новое явление, в Европе, Северной Америке, ряде стран других континентов она распространилась лишь в конце XIX - начале ХХ веков. Таким образом, названия произнесенные вслух или сообщенные посредством надписи далеко не всегда могут быть поняты и распознаны окружающими.

В отличие от языка звуков, букв и слов язык цветов и фигур является интернациональным. Это обуславливается свойством человеческой натуры: с помощью зрения мы воспринимаем от 80 до 90% информации, и лишь 10-20% сообщают нам другие средства восприятия (слух, вкус, обоняние, осязание). Обычно человек знает около 5-7 тысяч слов родного языка, а активно использует 2-3 тысячи слов. Количество же зрительных образов, которые мы умеем запоминать и узнавать не поддается исчислению - оно бесконечно огромно. В этой связи с первобытных времен существования человек для идентификации своего - чужого, своих - чужих активно использует различные изобразительные знаки: цвета и фигуры, составленные из них эмблемы: тотемы, родовые и племенные знаки, татуировки, украшения, шрамы, раскраску кожи, особые виды одежды, оружия и утвари и многое-многое другое.

Принцип существования опознавательных знаков вполне прост: человек помещает эти знаки на то, что принадлежит ему, что он хочет пометить как свое. Конечно, незнакомец столкнувшийся с помеченной опознавательным знаком вещью или территорией (например, охотничьим угодьем) не всегда сразу может понять кому именно оно принадлежит. Однако наличие знака говорит о том, что данная вещь или объект уже не являются ничейными, они указывают на то, что кто-то уже закрепил свое право на пользование или собственность ими.

С простейшим примером практического использования опознавательных знаков те из нас, кто посещает детские дошкольные заведения (детские сады, группы), сталкивается уже в первые годы жизни. Повсеместно в детских садах принята практика обозначать принадлежащие детям вещи (шкафчики для одежды, вешалки для полотенец, кровати, места за столом) условными изображениями (простейшими рисунками - например, овощей и фруктов, зверей, элементарных сооружений: вагончиков, машинок, домиков и т.д.). И ребенок, подчас совсем маленький (в возрасте от 2 лет), не владеющий чтением, письмом и счетом, часто даже не умеющий еще хорошо разговаривать, легко и эффективно начинает пользоваться геральдикой - с помощью опознавательных знаков узнавать принадлежащие ему вещи и объекты.

Примеры эффективности визуальных знаков можно черпать не только из детства. Автомобиль сегодня стал повсеместно распространенным средством передвижения, а вождение автомобиля доступно все большему и большему количеству людей. Обучение вождению начинается… с изучения дорожных знаков. Почему для обозначения различных дорожных ситуаций и требований приняты знаки (которые не всякому взрослому человеку легко быстро выучить)? Почему не заменить их надписями? Потому что, во-первых, системы дорожных знаков интернациональны и водитель, выучивший знаки, сможет уверенно ориентироваться на дорогах большинства стран мира (чего он не смог бы, если бы вместо знаков применялись надписи на неизвестном ему языке иной страны). А во-вторых, знаки - то есть изобразительные конструкции - опознаются и воспринимаются нами гораздо быстрее, чем надписи. На то, чтобы прочесть, осознать, проанализировать придорожную надпись и скорректировать свои действия сообразно сделанному надписью предупреждению уходят доли секунд, а иногда и секунды. При современных скоростях дорожного движения секунды и доли секунд решают очень многое: замедление реакции, задержка решения на секунду может стать причиной аварии, а иногда и гибели. Именно поэтому на дорогах всего мира преимущественно используются не надписи, а знаки: изобразительную конструкцию, знак мы воспринимаем мгновенно. Это сохраняет нам те самые секунды и доли секунд от которых зависят безопасность, а нередко и жизнь.

Каждая человеческая культура, народ, страна, территория, племя, род создают собственные опознавательные знаки, существует огромное количество различных знаковых традиций и форм. По мере развития общества, расширения границ взаимодействия людей, становления государств различные местные знаковые традиции сплетались, воздействовали друг на друга, оптимизировались и обобщались. В результате появлялись системы знаков различия в основе своей общие для крупных человеческих общностей - даже не государств, а шире: мировых культур. Развитие знаковой культуры в Европе привело к рождению геральдики: практики создания и использования гербов и иных, связанных с гербами, опознавательных знаков.


 

Чем герб отличается от других опознавательных знаков?

От всех остальных существующих в мире опознавательных знаков гербы отличаются тем, что составляются по определенным правилам - правилам геральдики. Эти правила сложились сами собой в течении многих веков практического использования гербов. Обусловлены эти правила частью свойствами человеческой психики, частью - собственно опытом применения гербов. Соблюдение этих правил позволяет гербам эффективно выполнять свою функцию - служить четко узнаваемыми и распознаваемыми знаками, указывающими на своего владельца.


 

Откуда взялись гербы?

Культура гербов берет свое начало в XI-XII вв. и тесно связана с уникальным явлением истории Европы - Крестовыми походами. В ходе Крестовых походов огромное количество рыцарей из разных стран Европы оказалось объединено в общих армиях. Рыцари говорили на самых разных языках, грамота среди них была мало известна, традиции костюма и вооружения были в общих чертах сходными для большинства участников походов. Узнавать друг друга в этих условиях оказалось почти невозможно. А проблема опознания стояла крайне остро: к ней побуждали как чисто практические потребности ведения войны (необходимость узнавать свой отряд, свое место в строю, свою позицию и т.п.), так и обстоятельства связанные с особенностями самосознания и морали того времени: рыцарское общество было глубоко личностным, рыцарь совершал подвиги ради славы своего имени и стремился, чтобы его имя было известно и памятно.

В этих условиях единственным средством, позволявшим опознавать рыцарей в огромных интернациональных войсках, стали визуальные знаки - эмблемы. Поначалу использование эмблем было произвольным: рыцарь помещал на свою одежду, щит и имущество тот знак, который ему нравился и менял его, когда того желал. Но уже к XII веку персональные эмблемы рыцарей трансформируются в гербы: они начинают отвечать двум основополагающим условиям, отличающим герб от всех других опознавательных знаков:

гербы составляются по правилам геральдики;

гербы являются неизменно принадлежащими своим владельцам (то есть рыцарь пользовался одним и тем же гербом всю свою жизнь, а несколько позже рыцарские гербы стали передаваться по наследству, превратившись в гербы родовые).

Потребность в гербах испытывали отнюдь не только рыцари. Уже в XII - начале XIII века гербами, помимо рыцарей, начинают пользоваться лица не принадлежащие к рыцарскому сословию: горожане, священники, ремесленники, дамы, крестьяне, а также - корпорации: рыцарские, монашеские и духовно-рыцарские ордена, ремесленные цеха, профессиональные и духовные объединения, общины и города. С течением времени круг пользующихся гербами продолжал расширяться. Со временем родились гербы земель, территорий и, наконец, государств.


 

Слово «геральдика» имеет три значения.

В первом значении «геральдика» - это отдел исторической науки (специальная историческая дисциплина), занимающийся изучением гербов (в этом значении геральдика также называется «гербоведением»).

Во втором значении «геральдика» - это практика создания и использования знаков различия: гербов, эмблем, флагов, знамен, форменного костюма и других.

В третьем значении «геральдика» - это совокупность всех знаков различия, употребляемых одним владельцем (в этом значении можно сказать, например, «геральдика России», разумея под этим все богатство геральдических знаков, использовавшихся и используемых в нашей стране; или «геральдика школы № 1», понимая под этим все знаки, существующие и применяющиеся в упомянутой школе).

Все три значения слова «геральдика» тесно связаны между собой. Невозможно создавать гербы и иные знаки, не опираясь на исторический опыт и анализ всей совокупности ныне существующих различительных средств. Невозможно изучать историю гербов, не обращая внимания на принципы их сегодняшнего существования. Нельзя постигнуть геральдику-совокупность знаков без исторических экскурсов и понимания основ практики создания и использования знаков сегодня.

В своей глубинной, фундаментальной основе геральдика - это язык. Язык гербов и других знаков: язык, сообщающий человеку информацию посредством визуальных (то есть воспринимаемых зрительно) средств. Геральдика существует по тем же принципам, по которым существуют и речевые языки. В основе геральдики лежат самопроизвольно выработавшиеся в ходе многовекового практического пользования знаками базовые правила. На основе этих правил развились различные местные и частные геральдические традиции и особенности (подобно как в языках существуют диалекты и наречия). Наконец, геральдика является живым организмом и (подобно всем языкам) оставаясь неизменной в своей фундаментальной основе, чутко и гибко реагирует на течение времени, новые явления человеческой и общественной жизни.


 

Что такое правила геральдики?

Правила геральдики это ряд основополагающих принципов составления гербов и других опознавательных знаков. Правила геральдики не фиксируются законодательно - подобно правилам языка они существуют сами собой и обязательны для выполнения всеми теми, кто хочет, чтобы его могли понимать окружающие.

Формально никто не обязывает нас использовать правила языка, но если мы совершенно откажемся от них, то не сможем выражать свои мысли и желания в форме, понятной для окружающих: наша речь превратиться в бессвязный набор слов и звуков. Точно также и в геральдике: за нарушения правил геральдики не штрафуют и не наказывают, но если герб (или иной знак) составлен вне соответствия этим правилам, то он превратиться в бессвязный набор фигур и цветов и не сможет эффективно выполнять свою функцию.

Правила геральдики распадаются на два отдела: формальные правила и историческая традиция.

Формальные правила трактуют об основных формах гербов, допустимых к применению в гербах фигурах, принципах использования цветов, основах составления описаний гербов и т.п.

Историческая традиция корректирует применение формальных правил в рамках той или иной локальной геральдической традиции: в рамках государства, национальной (народной) культуры, территории, корпоративной общности (например, армии, флота, представителей определенной профессии и т.п.).

Создание и использование гербов и других знаков только тогда является гармоничным, действенным и эффективным, когда в данном процессе формальные правила и историческая традиция корректно сочетаются, дополняют и развивают друг друга. Отступление от традиции в сторону строгого исполнения формальных правил, равно как и полное отрешение от формальных правил ради ориентации исключительно на традицию приводят к тому, что геральдика становится сухой, неосновательной и, в конечном счете, нефункциональной.


 

Кто такие герольд и герольдмейстер?

Герольды появились в Средневековой Европе и изначально они были простыми распорядителями рыцарских турниров. Как распорядители турниров, герольды должны были представлять зрителям участвующих в турнире рыцарей. Главным средством, по которому можно было узнать рыцаря, служил его герб - и потому герольды постепенно стали собирателями и хранителями информации о рыцарских, а затем и всех прочих гербах.

Постоянно работая с большими массивами информации о гербах, герольды стали сперва знатоками гербов, а затем - разработчиками и систематизаторами правил геральдики, чьей задачей стало уже не только опознавать рыцарей по гербам, но и помогать самим рыцарям владеть грамотными гербами, правильно применять их, создавать новый рыцарские, городские, земельные, личные, родовые и иные гербы.

С течением времени, владетели (короли, герцоги, графы) и государства стали пытаться сосредоточить в своих руках право пожалования гербами, учет гербов и работу по их защите. В этой связи герольды стали привлекаться на государственную службу и играть роль чиновников, осуществляющих геральдическую политику. Помимо этого, герольды сохраняли свои функции организаторов и распорядителей, причем уже не только (а с XV века даже и не столько) рыцарских турниров, сколько иных важных государственных церемоний (коронований, бракосочетаний, похорон) и придворных праздников.

С развитием государственных геральдических служб, исполнение многочисленных обязанностей одним герольдом стало невозможным: при одном дворе (в аппарате одного государства) состояло несколько герольдов, объединявшихся в некое государственное учреждение (такие учреждения носили названия: Герольдия, Коллегия герольдов, Гербовая контора (или коллегия) и многие другие). В составе учреждения необходим был начальник, назначавшийся из числа герольдов и называвшийся Гербовый король, Верховный герольд или герольдмейстер.

В России должность герольдмейстера была учреждена Петром I в 1719 году (название «герольдмейстер» применялось с 1721 года). Так назывался высокопоставленный чиновник, ведавший делами государственной службы дворян. До второй половины XVIII века российское дворянство поголовно было обязано пожизненно служить в армии (больные и состарившиеся, негодные к военной службе, переводились к гражданским делам). В этой связи учет дворян, особенно дворянских детей, своевременное определение последних на службу, наблюдение за порядком службы, переводом дворян из армии к гражданским делам являлось важнейшей государственной задачей, исполнять которую и должен был Герольдмейстер с подчиненным ему учреждением - Герольдмейстерской конторой.

Помимо прочих дел, ведению герольдмейстера были поручены и дела о дворянских гербах (впоследствии - и иных гербах и других геральдических знаках). Загруженный кадровыми делами герольдмейстер не мог лично исполнять все эти задачи, в связи с чем в состав Герольдмейстерской конторы был введен специальный чиновник для производства гербовых дел - товарищ (то есть заместитель) герольдмейстера. С 1992 года в Российской Федерации восстановлена должность Государственного герольдмейстера, который является руководителем государственной геральдической службы.


 

Кто может иметь герб? Какие бывают гербы?

Гербом может владеть тот, кто обладает самостоятельностью и правом самоопределения. Древнейшие гербы являлись личными - то есть принадлежащими одному конкретному человеку, поскольку этот человек являлся личностью самостоятельной и самоопределяющейся. Самостоятельностью и самоопределением обладают не только личности, но и корпорации: семья, род, различные профессиональные, духовные, общественные или политические объединения. Соответственно, существуют корпоративные гербы: гербы семей и родов, гербы ремесленных цехов, торговых и промышленных компаний, университетов, школ и т.п. (то есть гербы профессиональных корпораций), гербы церковных объединений и церковных иерархов (гербы духовных корпораций), гербы клубов, команд, товариществ (гербы общественных корпораций) и, наконец, гербы политических корпораций: городов, территорий, земель и государств.

Правила составления гербов для всех видов владельцев в фундаментальной основе являются общими, хотя историческая традиция, местные и профессиональные традиции накладывают свой отпечаток на те или иные группы геральдических знаков.


 

Что такое государственный герб?

Государственный герб - это название государства, сообщаемое в форме, доступной визуальному восприятию: посредством цветов и фигур. Государственный герб является изобразительным различительным знаком, позволяющим определить владеющее им государство и отличить его от других.


 

Что такое эталон герба?

Гербы, в том числе и государственные, не имеют изобразительных эталонов. Герб не является графически неизменным. Герб - не товарный знак, не логотип, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, разных художественных и дизайнерских интерпретациях. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Это обуславливается как исторической традицией, так и утилитарной практикой использования герба: герб может потребоваться изготовить в крайне малом, или напротив - в чрезвычайно большом размере, в виде рисунка, печати, гравюры, офорта, рельефа, мозаичного панно, кованной или литой металлической конструкции и т.д. и т.п. Соблюсти соответствие всех изображений некому графическому эталону невозможно, в связи с чем изобразительные эталоны гербов не устанавливаются и рисунки, сопровождающие акты об учреждении гербов, являются всего лишь пояснительным материалом, а отнюдь не образцом, которому необходимо следовать во всех ситуациях.

Определяет герб его геральдический состав: набор геральдических фигур определенных цветов в определенном сочетании. Любое изображение, точно воспроизводящее фигуры герба в их установленных цветах и сочетаниях, является правильным и полноценным изображением данного герба. Геральдический состав герба фиксируется геральдическим описанием. Именно геральдическое описание и играет роль эталона герба.


 

Что такое геральдическое описание герба?

Геральдическое описание герба (называемое также «блазон») - это составленное по традиционным правилам с применением специальной терминологии описание герба, фиксирующее его геральдический состав: используемые в гербе фигуры, их цвета и сочетание. Геральдическое описание играет роль эталона герба: любое изображение, соответствующее геральдическому описанию, является правильным и полноценным изображением соответствующего герба.


 

Что такое геральдический состав герба?

Геральдический состав герба - это набор фигур, цветов и их сочетания, составляющие герб. Геральдический состав герба фиксируется геральдическим описанием герба.

 

Вверх к списку вопросов

Вернуться в раздел "Символы России"

 

в различные исторические периоды

 1497 год

1539 год

 

1600 год

1799 год

1845 год

1856 год

1918 год

1993 год

Такова долгая история российского государственного герба, не так давно – в 1997 году – отметившего полутысячелетний юбилей своего существования.

За пять веков исторические судьбы России многократно менялись, но государственный герб нашей страны – ее изобразительное имя – неизменно служил Родине, и остается ее главным символом в наши дни.

 

Государственные символы

 Гимн России

 

Что такое гимн и зачем он нужен?

Элементарные вопросы и правила гимнового протокола

 

Вопросы:

 

Что такое гимн?

Кто может иметь гимн? Какие бывают гимны?

Что такое государственный гимн?

Зачем нужен гимн?

Что важнее в гимне: музыка или слова?

Откуда взялись гимны?

Чем государственные гимны отличаются от других музыкальных произведений?

Существуют ли правила составления гимнов?

 

 

Вернуться в раздел "Символы России"


 

 

Что такое гимн?

Гимн - это музыкальный опознавательный знак.

Гимн представляет собой определенную музыкальную тему (мелодию, музыкальное произведение, песню) неразрывно связанную с определенным субъектом (человеком, семьей, корпорацией, объединением, территорией, государством, событием и т.д.) и выполняющая функцию идентификации (опознания, определения) данного субъекта музыкальными средствами.

 


 

 

Кто может иметь гимн? Какие бывают гимны?

Гимнами, как опознавательными знаками, пользуются самые разные субъекты: государства (государственный гимн), территории и города, различные корпорации (государственные ведомства и организации, общественные объединения, предприятия, сообщества, учебные заведения и т.д.). Гимн может принадлежать не только постоянно существующему субъекту (как государство, город или школа), но и событию, происходящему в течении короткого времени (олимпиаде, фестивалю, празднику). В принципе, гимном может обладать любой субъект, обладающий самостоятельностью и самовыражением: в этом смысле возможен и гимн семьи, и гимн отдельного человека.

 


 

 

Что такое государственный гимн?

Государственные гимны являются одной из составных частей комплекса опознавательных знаков определенной страны. Этот комплекс включает:

название (знак, сообщаемый средствами речи - словами);

герб и флаг (знаки, сообщаемые визуальными средствами - цветами и фигурами);

гимн (знак, сообщаемый музыкальными средствами - мелодией).

В основе своей, название, герб, гимн и флаг являются одним и тем же - средствами обозначения государства.


 

 

Зачем нужен гимн?

В комплексе опознавательных знаков, используемых государствами (название, герб, флаг, гимн) гимн занимает особое место, так как является самым общедоступным и самым общепонятным знаком. Герб и флаг не всегда оказываются под рукой, названия стран звучат по-разному в разных языках, гимн же всегда вместе с человеком, который помнит его мелодию, и если возникает необходимость продемонстрировать свою государственную принадлежность, может выполнить это, исполнив свой гимн.

 


 

 

Что важнее в гимне: музыка или слова?

Большинство гимнов представляют собой песни, но вместе с тем гимны в равной степени исполняются как со словами, так и без слов. С точки зрения значения гимна, как различительного знака, мелодия (музыка) является безусловно первенствующей и важной составляющей. Слова гимна являются служебной частью, имеют значение лишь в том смысле, что наличие слов дает возможность исполнять гимн акапелло (то есть петь без музыкального сопровождения). Гимн, как и любое музыкальное произведение опознается не по словам (которые в песнях часто непросто распознать на родном языке, а для носителей других языков слова непонятны заведомо), а исключительно по мелодии, и именно мелодия гимна служит знаком, позволяющим узнавать владельца гимна.

 

В историческом прошлом и в сегодняшнем мире известно немало гимнов, не имеющих слов и существующих только как мелодия (в частности, Россия дважды имела гимн без слов: с 1954 по 1971 и с 1991 по 2000 годы). Такие гимны вполне полноценно исполняют свои функции. Известно немало гимнов, слова которых неоднократно изменялись - и это никак не отражалось на способности гимна исполнять свою функцию опознавательного музыкального знака. Однако гимн без мелодии невозможен в принципе.


 

 

Откуда взялись гимны?

Гимны, как опознавательные музыкальные знаки, родились в Европе XV-XVI веках, во время Реформации и войн за веру. В то время Европа разделилась по принадлежности к разным вероучениям: традиционному католическому и новым, реформационным (лютеранству, кальвинизму). Религиозная рознь привела к войнам между католиками и протестантами. В этих войнах сталкивались жители одних и тех же стран, нередко - члены одних и тех же семейств. Воины враждующих армий носили один и тот же костюм, пользовались одинаковым оружием и доспехами, одинаковыми гербами и знаменами, говорили на одном и том же языке, принадлежали к одной культуре. В этих условиях необходимы были совершенно новые различительные знаки - знаки, которые бы всегда, в любой момент были вместе с человеком, которые он мог в любую минуту использовать, чтобы показать свою религиозную (а соответственно - военную и политическую) принадлежность. В качестве такого знака могла служить только музыка: музыка всегда с человеком и он в любую минуту может исполнить музыкальное произведение, так как обладает голосом.

 

В этих условиях и сформировались гимны, как знаки различия. До эпохи реформации гимны были известны церковной христианской культуре (как они известны большинству религиозных культур мира), но занимали в ней вполне рядовое место: как один из видов религиозных песен, отличавшихся от других тем, что они широко исполнялись не только в ходе богослужения, но и в светской обстановке. Во время реформационных войн доступность гимнов для светского исполнения привела к тому, что они стали активно исполняться солдатами враждующих армий и просто сторонниками различных вероучений, как знак принадлежности к той или иной вере.

 

С XVIII века получают распространение гимны, служащие знаком различия по принадлежности к государствам (государственные гимны) и корпорациям (например, знаменитый студенческий гимн «Gaudeamus igitur»). Первым государственным гимном является гимн Великобритании «Боже, храни короля!», ведущий историю с 1743 года. За ним последовал гимн Франции «Марсельеза» (создан в1792 г.). В начале XIX века гимны входят в употребление в большинстве стран Европы, а в ХХ веке распространяются на весь мир и становятся непременным атрибутом государственности.


 

 

Чем государственные гимны отличаются от других музыкальных произведений?

От других музыкальных произведений государственные гимны отличаются только своим назначением - служить опознавательным музыкальным знаком.

 

Глубоко ошибочны утверждения, что государственные гимны - это торжественные, хвалебные или программные произведения. Далеко не все гимны имеют торжественный строй. Многие гимны сформировались из военных или похоронных маршей, народных песен, популярных музыкальных произведений, созданных изначально для концертного исполнения, танцевальных мотивов или музыкальных произведений духовного содержания. Существуют гимны протяжные, печальные, незамысловатые или негармоничные по своему музыкальному строю. Мелодии многих гимнов весьма сложны, непросты для запоминания и воспроизведения. Таким образом, торжественность не является ни особенностью, ни отличительным признаком государственных гимнов.

 

Хвалебность и программность гимну могут придать слова (но не музыка), которые, как говорилось выше, имеют в гимне служебное второстепенное значение и на практике никак не влияют на способность гимна исполнять опознавательную функцию. Слова ряда государственных гимнов содержат отдельные хвалебные формулировки, адресованные своей стране, но наличие хвальбы не является не правилом, ни даже широко распространенным явлением. Похвальба в словах гимна звучит, в большинстве случаев, негармонично и нескромно и свойственна либо болезненно амбициозным, либо слабо развитым или малозначительным странам. Политическая программность текстов гимнов также встречается, но это противоречит самой сути гимнов: дабы гимн качественно исполнял свою опознавательную функцию он должен оставаться неизменным, политические же устремления меняются с течением времени, что приводит к необходимости смены текстов. Содержание гимнов может быть самым разнообразным, и ни хвалебность, ни программность не являются ни типичными, ни свойственными для гимнов характеристиками.

 


 

 

Существуют ли правила составления гимнов?

В отличие от всех других различительных знаков, государственные гимны не имеют никаких сложившихся правил, определяющих то, какими они должны быть.

 

Вверх к списку вопросов

Вернуться в раздел "Символы России"

 

 в различные исторические периоды

  1685 год

 В царствование императора Петра I Великого был создан «Преображенский марш» Государственным гимном он не являлся, но часто исполнялся на церемониях и российская государственность, особенно у иностранцев, нередко ассоциировалась именно с ним.

 1791 год

В царствование императрицы Екатерины II был написан торжественный полонез «Гром победы раздавайся». Государственным гимном он не был, но величественный и помпезный характер этой песни так хорошо соответствовал духу екатерининского времени, что стал самым ярким музыкальным символом России конца XVIII в. и нередко назывался современниками российским гимном.

 

 1800 год

На важнейших церемониях звучала особо торжественная музыка, исполняемая только в одном случае – для встречи императора. Таким музыкальным произведением по воле Павла I стал духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». И хотя в официальных документах государственным гимном «Коль славен…» еще не назывался, фактически эта музыка стала первым гимном России.

 1833 год

Боже, Царя храни!

Сильный, державный

Царствуй на славу,

на славу нам.

Царствуй на страх врагам

Царь православный.

Боже, Царя храни!

 

83 года «Боже, царя храни!» оставался гимном Российского государства. В 1908 г. было торжественно отпраздновано его 75-летие. Казалось, что гимн навсегда останется с нашей страной, но пришел роковой 1917 год и «Боже, царя храни!», величественный символ процветающей Российской Империи, отошел в историю.

 1918 год

"Интернационал"  был государственным гимном СССР 25 лет, и уступил место другому гимну, когда на нашу страну обрушилось новое тяжелое испытание.

1944 год

Гимн Союза Советских Социалистических Республик был написан по распоряжению И.В. Сталина. Авторами стали композитор А. В. Александрова, поэты С. В. Михалкова, Г. А. Эль-Регистана.

1993 год

В декабре 1991 г. прекратил свое существование СССР и Россия стала независимым, суверенным государством. Новая Россия унаследовала от РСФСР – российской республики в составе СССР – ее гимн – «Патриотическую песнь» М. И. Глинки.

2000 год

В новогоднюю ночь 2000 г. над нашей страной снова прозвучала мелодия А. В. Александрова. Впервые после почти 10-летнего перерыва государственный гимн исполнялся со словами. Эти новые слова написал С. В. Михалков – создатель текста гимна СССР.

 

 

 

 

 

Отношение к символам государство - это отношение к своей Родине.

 

Уважительное отношение каждого гражданина к Гимну, Флагу и Гербу России - это уважение к Отечеству, своим соотечественникам, исторической памяти, самому себе. 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»